Выстоять вместе с преподобной Марией.

На пятой неделе Великого поста, в православных храмах всего мира совершается очень продолжительное богослужение, которое в народе называется “Мариино стояние”, во время которого полностью читается покаянный Канон св. Андрея Критского, с которого начинался Великий Пост, а также житие преп. Марии Египетской – великой православной подвижницы.

И те, кто соблюдал весь Пост по правилам, и те, кто по каким-то причинам оступился, призваны отдать этот день Богу. 

Двое великих святых – преподобный Андрей Критский и преподобная Мария Египетская часто изображаются на иконах рядом. Они никогда не виделись при жизни, да и жизнь у них была совершенно разная.

Святой Андрей от юности возлюбил безмолвие и молитву. Он воспитывался в одном из самых строгих монастырей Палестины – Лавре преподобного Саввы Освященного. Там, усердно подвизаясь, он обрёл то духовное сокровище, которого, по словам Христа, не стоит весь мир. Достигнув высот духовного совершенства, инок Андрей помышлял остаток своих дней провести в любимом им монастыре святого Саввы, но Промыслом Божиим был поставлен епископом острова Крит.

Уже в преклонных годах, украшенный многими духовными дарованиями, совершив многие чудеса, он написал главный труд своей жизни — Великий покаянный канон. Для всех поколений христиан это произведение останется учебником, азбукой покаяния. Канон этот нельзя пересказать, его надо читать. Читать не спеша и со вниманием. И тогда откроется душе, что написан он именно про неё.

Совсем другая жизнь была у Марии Египетской: ещё в юности она избрала жизнь бесплатной блудницы. Мы узнаем из её жития, что перелом в жизни Марии наступил тогда, когда невидимая сила не пустила нечистую блудницу войти в храм Божий, куда Мария шла, влекомая любопытством. Осознав всю глубину своей греховности, она обратилась с молитвой к Божией Матери – нашей Благой Ходатаице за род человеческий пред Её Сыном и Богом. Искреннее покаяние грешницы было принято Господом: Божия Матерь указала Марии спасительный путь.

Кто-нибудь, прочитав историю её жизни или услышав за богослужением скажет: «ну вот, столько лет грешила, а потом покаялась… можно и нам ещё погрешить, потом тоже покаемся…». Нет, так рассуждать нельзя. Мария не знала Истину. Её жизнь представлялась ей правильной. Когда же Истина открылась ей, она без колебания отвергла грех. Мы знаем истину: совершая грех, мы поступаем против совести.

Тот, кто сознательно грешит, в надежде на последующее покаяние – лукавит перед Богом. Бога обмануть нельзя. Не дастся покаяние такому человеку.

Что же общего между святым Андреем Критским и святой Марией Египетской? Почему Церковь соединила их в одной особенной службе пятой недели поста? Один – праведник от юности, другая – покаявшаяся грешница.

Оба они – великие учителя покаяния, и пример обоих говорит о том, что покаяние необходимо всем. Нет никого, кто бы в нём не нуждался. Прожил ли ты всю жизнь в монастыре, или провёл её в непрестанном грехе? Всё равно ты нуждаешься в покаянии. Ибо грех не только в поступках человека. Он гораздо глубже. Он в сердце, и может как червь яблоко, изъесть всё сердце изнутри, даже вез видимых внешних проявлений.

И ещё одну великую истину открывают нам эти святые: пусть никто не отчаивается в спасении. Бог внимает и праведнику и грешнику, и Он ищет, именно ищет желание исправиться в самом ожесточенном сердце, ждёт и с радостью принимает покаяние самого последнего грешника.

 

(121)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *