Батюшка Серафим, моли Бога о нас!

Батюшка Серафим

Батюшка Серафим

Чудеса, связанные с именем этого святого, происходят повсеместно и постоянно. Он является людям во сне, исцеляет больных по молитвам у своих икон, самым необъяснимым образом приводит к вере даже самых отчаянных атеистов.

На святых источниках, которые находятся на территории его любимого Дивеевского женского монастыря, тысячи паломников ежегодно получают исцеления от самых страшных заболеваний.

Парадокс, но поначалу о Серафиме Саровском говорили как о нарицательном примере оторванности церковного опыта от светской культуры: он был современником Пушкина, и они ничего друг о друге не знали.

Но уже к концу XIX века его, еще не прославленного в лике святых, начали почитать русские писатели, дворяне и самые простые люди.

 

Избранник Богородицы

Что он такого удивительного сделал? Монашествовал. Исцелял. Часто болел. Встречал приходящих к нему словами: «Христос воскресе, радость моя!» Называл всех от мала до велика деточками.

Кормил с рук медведя. Тысячу дней и ночей непрерывно молился на камне.

Павел Рыженко. Серафим Саровский.

Павел Рыженко. Серафим Саровский.

Молитва на камне

Молитва на камне

Был простым. Но какой-то важный генерал однажды вернулся от него рыдающим как дитя, и награды его все попадали.

Несколько раз в жизни ему являлась Богородица.

Явление пресвятой Богородицы

Последние 40 лет жизни старец ни разу не покидал монастырских владений. Немалое время провел он в молчании и затворничестве.

Неизвестный художник, 1860-1870. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной семинарии.

Неизвестный художник, 1860-1870. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной семинарии.

Батюшка Серафим, как его ласково называет народ, не был писателем, церковным иерархом или богословом, но его сердце хранило очень чистую веру и чистую любовь к каждому человеку. И люди продолжают ощущать эту любовь через века.

Родился преподобный Серафим 1 августа 1759 года, в купеческой семье Мошниных из города Курска. До пострига в монашество носил имя Прохор.

С самого детства его жизнь была отмечена удивительными знамениями. В раннем детстве он упал с высоченной колокольни храма, но остался абсолютно невредим.

 

 

 

Затем, будучи подростком, Прохор тяжело заболел, но однажды увидел во сне Божью Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Богородицы «Знамение» — мать вынесла мальчика из дома на руках, он приложился к святому образу, после чего стал быстро поправляться.

В семнадцать лет Прохор оставил мирскую жизнь. Мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни.

 

Через два года послушания в Саровской Успенской пустыни принял монашество с именем Серафим, что значит «пламенный». Почти сразу был рукоположен в священники.

После чего молодой батюшка взял на себя подвиг пустынножителя, срубив себе келью на реке Саровке.

Однажды, когда батюшка работал на огороде, к нему подошли разбойники и стали требовать денег. У отца Серафима был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать и, опустив топор на землю, сказал: «Делайте, что вам надобно».

Разбойники стали бить подвижника, обухом проломили ему голову, сломали несколько ребер…

Исцеление преподобный вновь получил от Богородицы, которая явилась ему во сне с апостолами Петром и Иоанном.

По выздоровлении батюшка потребовал у суда полного прощения преступников и взял на себя подвиг безмолвия на три года.

«Кончина моя откроется пожаром»

В последний год жизни преподобный Серафим стал часто говорить о своей близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, который он сам для себя сделал и поставил в сенях кельи.

14 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии, причастился, благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

15 января келейник преподобного отец Павел в шестом часу утра вышел из своей кельи, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из кельи преподобного.

К слову, в келье святого всегда горели свечи, и он часто говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».

Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный, уже бездыханный, стоял на коленях перед иконой Божьей Матери «Умиление», перед которой молился всю свою жизнь.

Пророческое письмо Николаю Второму

К лику святых Серафима Саровского причислили 1 августа 1903 года, через 70 лет после его кончины. Чин канонизации был совершен в Сарове при большом стечении народа и в присутствии царя Николая II. Событие это Серафим Саровский предвидел еще при своей жизни…

А Николай Второй впервые услышал о Серафиме Саровском от некоего батюшки Серафима Чичагова, имевшего дочку-монахиню в Дивееве. Он рассказал императору о дивном старце, на могилке которого совершаются чудеса, и добавил: «В доме вашего величества находятся три изображения этого батюшки, и я могу их указать. Эти изображения находятся во дворце потому, что августейшая бабушка вашего величества высоко чтила Серафима Саровского».

И священник указал на эти три портрета, которые государь раньше, конечно, видел, но не знал, что за монах на них изображен.

Рассказ настолько поразил императора, что он пожелал немедленного открытия мощей старца, а государыня с придворными дамами начали лично изготавливать дорогие облачения для святого.

В торжествах канонизации, состоявшихся в Сарове, участвовала почти вся царская семья.

В эти же дни государю передали письмо, написанное преподобным Серафимом и адресованное «Четвертому Государю, который приедет в Саров» (первым был Николай I, вторым — Александр II, третьим — Александр III, четвертым — Николай II).

Согласно преданию, батюшка Серафим передал его своему келейнику Николаю Мотовилову со словами:

— Ты не доживешь, а жена твоя доживет, когда в Дивеево приедет вся царская фамилия, и царь придет к ней. Пусть она ему передаст.

Говорят, после прочтения письма государь горько заплакал. Придворные утешали его, говоря, что хотя батюшка Серафим и святой, но может ошибаться. Содержание письма осталось никому не известно.

Можно только предполагать, что святой предупреждал царя о грядущих грозных событиях и укреплял в вере, что все это совершится не случайно, а по воле Божьей.

Николай Второй с этого момента не раз говорил: «Нет такой жертвы, которую я бы не принес, чтобы спасти Россию».

«…И сам между ними пятым лягу»

В 20-е годы XX века Дивеевскую обитель закрыли, а нетленные мощи Серафима Саровского вывезли в город Ардатов, откуда они вскоре исчезли.

Поразительно, но именно 15 января, только уже 1991 года, их самым случайным образом обнаружили вместе с мощами четырех других святых в фондах Государственного музея истории религии, расположенного в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Так сбылось еще одно пророчество преподобного, который говорил: «…Я открою четверо мощей и сам между ними пятым лягу».

Летом 1991 года вновь обретенные мощи Серафима Саровского были доставлены крестным ходом на нижегородскую землю, в Серафимо-Дивеевский монастырь. А в 2006 году в Саровской пустыни была возобновлена монашеская жизнь.

 

О предивный угодниче и великий чудотворче,

преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

 

(350)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *