По слову князя. Димитриевская родительская суббота.

3 ноября, в субботу, православные христиане соберутся в храмы, чтобы вместе помолиться об «усопших отцех и братиях наших». Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, — наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется «родительской». Таких родительских суббот в течение календарного года — шесть.

У родительской субботы (3 ноября) есть и ещё одно название: «Димитриевская», совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика  Димитрия Солунского, приходящимся на 26 октября (8 ноября) и установлена святым благоверным князем  Димитрием Донским по благословению преподобного Сергия Радонежского,  после тяжёлой и кровопролитной битвы на поле Куликовом.

Великий князь Димитрий, едва пришедший в себя после тяжких ранений, полученных им на поле Куликовом в сражении, возвращался в родные пределы Москвы.

Первым его побуждением было, превозмогая боль и усталость, посетить монастырь верного своего наставника – игумена Сергия, в далёких радонежских урочищах молившегося о победе русского воинства.

Печальную весть должен был сообщить князь духовному отцу о славной кончине воинов Осляби и Пересвета, скрывавших под кольчугами схимническую одежду. Но святой Авва, казалось, уже всё знал, по духу премудрости и разумения, почивавшему на нём.

Тогда-то в деревянном храме Живоначальной Троицы впервые вознесена была молитва святого князя Димитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского о воинах, живот свой положивших «за други своя»

Слова заупокойных прошений, обращённых ко Всемилостивому Спасу, Который взирал со святой иконы на молящихся, восходили к Престолу Судии живых и мёртвых и насыщали сердца воинов и иноков тихой отрадой и благодатным миром. Время отступило, раскрыв над главами братии полог вечности. «Со святыми упокой души усопших раб Твоих, боляр, воинов, за Русь Святую убиенных, идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь бесконечная…»

Преклонив главу благоверный Димитрий тихо произносил имя за именем новопреставленных своих соратников, словно перебирая лестовку и слагая их имена в сокровищницу памяти, как драгоценные каменья. Кадило в руках преподобного Сергия мерно покачивалось, а благоуханный запах ладана, струясь, подымался горе, унося с собой бесчисленные имена героев, на пощадивших живота своего.

Так впервые была совершена Родительская Димитриевская суббота, которая, по благословению преподобного Сергия Радонежского и решению святого князя Димитрия Донского, и поныне ежегодно празднуется перед днём памяти святого великомученика Димитрия Солунского.

Со временем установленный обычай несколько изменился: к молитве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усопших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах.

С давних времен в Русской Православной Церкви – это день общей молитвы об усопших, день надежды   на милосердие Божие. Это та  «связующая нить», которая объединила чувством соборности, церковного единства многие поколения православных людей.

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно:

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас.

Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших.

В саму поминальную субботу совершается Заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище.

Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Каждый православный христианин должен стремиться исполнить свой долг перед родителями и другими отошедшими родственниками и в эти дни подавать записки на Литургию и панихиду. Молитесь за усопших, позаботьтесь о душе его. Помните, что у нас всех одна дорога и всем предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули и нас!

 

(89)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *