Богоявленская или Крещенская вода

Богоявленская, она же Крещенская вода является великой святыней, она освящается особым чинопоследованием, которое совершается только в Крещенский сочельник после Литургии 18 января  и в сам день праздника  Богоявления 19 января.

Водоосвящение называется Великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Во время молитвы, читаемой в этот день над освящаемой водой, Церковь вспоминает (то есть напоминает нам, её членам) сотворение мира, поэтичными словами воспевает Господа и свидетельствует о том, что всё созданное Богом благодарит Его за бытие; Церковь  вспоминает Божии благодеяния людям, совершенные через воду, и просит, чтобы Господь и сейчас наделил освящаемую воду целительной для души и тела силой, соединил эту воду со Своей благодатью.

Освящение воды напоминает нам и о воплощении Бога Сына − Господь принял материальное тело, принял плоть, и вода, освящаемая Его благодатью, напоминает нам, что материя — не зло и не «низший уровень», она также создана и благословлена Богом и даже принята Им как тело Своё.

Освящение напоминает нам и о всеобщем воскресении в конце этого мира: все мы воскреснем в телах наших, которые изменятся, но останутся материальными подобно тому, как изменяется, но остается собою освященная вода.

Считать, что эта вода автоматически «очищает от грехов»,  − большая ошибка. Церковь молится, чтобы Господь дал воде силу избавлять человека от привычки к греху, чтобы вода помогала преодолевать греховные склонности. То есть она — оружие во внутренней борьбе. При этом надо помнить, что никакое оружие «само по себе» не действует. Бороться надо самому.

Также неправильно считать, что вода, освященная накануне Богоявления, − иная, нежели освященная в сам день праздника. Это одна и та же святыня, и чин совершается один и тот же, в одних и тех же емкостях с водой. Просто сложилась традиция − освящать два раза, в честь великого праздника

В день Богоявления во всех источниках и водоёмах вода становится освящённой. По этому поводу многие говорят: «зачем я пойду в храм за водой? Я, вон, из крана наберу, целый год простоит». Из крана в день Богоявления можно набрать воду тогда, когда нет возможности прийти в храм, и некому принести из храма святую воду.

Ведь сегодня, после Своего Крещения в водах Иордана Господь в рабском образе выходит на проповедь, которая закончится Крестом и Голгофой, а значит и нашим спасением.

Неужели мы останемся безучастными к этому событию? Неужели, как всегда, просидим у телевизора, а в полночь нальём из крана воды и поставим её хранится целый год как какой-нибудь амулет, а потом будем показывать её друг другу и говорить: «посмотри-ка, а ведь не портится».

Что касается купания в проруби. Это чисто народный обычай. Один совет: трезво оцените свои физические возможности, чтобы не омрачить себе праздник.

С праздником! Со святым Богоявлением!

 

(254)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *