Рождество Пресвятой Богородицы

В обетованной земле, данной Богом Израильскому народу, в горах, окаймляющих с севера Ездрелонскую долину, находился город Назарет. Он был так незначителен и маловажен, что евреи не ожидали от него ничего особенного и говорили: «от Назарета может ли что добро быти?».

Незадолго до Рождества Христова в Назарете, жила благословенная Богом чета — Иоаким и Анна.

Эта чета происходила из древнего царственного рода Давидова.

Иоаким происходил из колена Иудова и имел родоначальником царя Давида, а Анна была младшая дочь священника Матфана, от племени Ааронова.

Святая чета жила в изобилии, потому что Иоаким был человек богатый и имел много стад. Но не богатство, а высокое благочестие отличало эту чету между другими и соделало достойною особенной милости Божией. Вся их жизнь была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним.

Наслаждаясь душевным миром и ведя жизнь по духу закона Божия, благочестивые супруги, по видимому, были вполне счастливыми; но неплодство Анны, сначала грустно отзывавшееся в их семейных отношениях, наконец перешло в тоску и безпокойство обоих святых сердец.

Безчадие считалось у Израильтян состоянием неприятным; но оно было еще более прискорбным и чувствительным для потомков Давида, потому что они, по древнему обетованию Божию, могли надеяться, что от них родится Спаситель миpa: при безчадии эта сладостная и великая надежда исчезала.

Много и усердно молились супруги, чтобы Бог даровал им детей; но прошло 50 лет их брачной жизни, а неплодство Анны не разрешалось.

Это горе было велико и тяжело для них; но праведные супруги  безропотно и со смирением переносили его. Впрочем, при всей кротости и преданности воле Божией, святые супруги не могли не огорчаться тем пренебрежением, какое нередко приходилось им терпеть, от соотечественников за их безчадие.

При одном случае это пренебрежение, высказанное всенародно, глубоко огорчило благочестивого Иоакима и повергло его в безутешное состояние.

В один из великих праздников, св. Иоаким, как точный исполнитель закона, пришел со своими соплеменниками в Иерусалимский храм, с намерением принести жертву Господу.

Но каково же было удивление праведного мужа, когда некто Рувим стал презрительно отклонять приношение его, говоря: «зачем ты прежде других желаешь принести дары свои Богу? ты недостоин этого, как безплодный».

Этот неожиданный упрек поразил сердце праведника. Он вышел из храма в глубокой скорби. «Увы! — говорил он — всем ныне великий праздник, а для меня лишь время слезных сетований».

Иоаким не захотел возвратиться домой, а отправился в дальнюю пустыню — в горы, где паслись стада его.

Сорок дней провел он там, в строгом посте и молитве, к Господу, призывая на себя Его милосердие и омывая горькими слезами свое безчестие в людях.

«Боже отцев моих! — молился скорбящий Иоаким — Ты дал сына праотцу Аврааму в старости: удостой и меня благословения Твоего! Дай плод моему супружеству, чтобы я, хотя в преклонных летах, мог назваться отцом, и не был отверженным от Тебя, Господа моего!».

Между тем слух о происшедшем с Иоакимом в Иepyсалиме достиг благочестивой Анны, остававшейся дома. Узнав подробности, а также и то, что Иоаким удалился в пустыню и не хочет возвращаться домой, — она предалась неутешной скорби. Считая себя главною виновницею постигшего их горя, она почти не осушала слез, не вкушала пищи и, подобно матери Самуила, в томительной тоске просила Бога о разрешении ее неплодия.

Однажды Анна вышла в сад и в молитвенных думах, возводя глаза к небу, увидела среди ветвей лавроваго дерева гнездо едва оперившихся птичек. Вид этих юных птенцов еще более поразил ея скорбящее о безчадии сердце. «Горе мне — говорила она — одинокой, отвергнутой от храма Господа Бога моего и пред всеми униженной дщери Израилевой! Все в природе рождает и воспитывает, все утешаются детьми; лишь я одна не знаю этого наслаждения. Не могу сравнить себя ни с птицами небесными, ни с зверями земными: те и другие приносят плод свой Тебе, Господи; лишь я одна остаюсь безплодною!».

«Господи — продолжала она — Ты, который даровал Сарре сына в старости и отверз утробу Анны для рождения пророка Твоего Самуила, воззри на меня и услыши молитву мою! Разреши болезни сердца моего и разверзи узы моего неплодия. Да будет рожденное мною принесено в дар Тебе, и да благословится и прославится в нем Твое милосердие!».

Едва Анна произнесла эти слова, предстал пред нею Ангел Божий. “Молитва твоя услышана — сказал ей небесный вестник. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Ея благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миpy и наречется она Mapиею “!

Услышав эти слова, Анна поклонилась Ангелу и сказала: «жив Господь Бог мой! если у меня будет дитя, то отдам его Господу на служение, пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его во всю жизнь».

Ангел Божий, после благовестия Анне, явился и св. Иоакиму в пустыне и сказал ему: “Бог милостиво принял молитвы твои; жена твоя Анна родит дочь, о которой все будут радоваться. Вот и знамение верности слов моих: иди в Иepycaлим и там, у Золотых ворот, ты найдешь жену свою, которой возвещено то же самое “.

Благоговейная радость объяла сердце святого старца: он немедленно и с богатыми жертвами пошел в Иepyсалим и там, действительно, на указанном от Ангела месте встретил жену свою.

Вскоре святые Богоотцы увидели над собою совершение этого чудного обетования: в девятый день декабря православная Церковь празднует зачатие Пресвятой Девы Анною.

И если Иоаким и Анна, еще прежде получения радостной вести, превосходили всех чистотой и святостью: то не более ли возгорели они святою ревностью и преданностью Богу, когда удостоились получить благодатное откровение о снятии с них поношения?

„Славнейшее таинство — поет св. Церковь — неведомое Ангелам, великое для человеков и от века сокрытое! Вот целомудренная Анна носит в утробе Богоотроковицу Mapию, приготовляемую в селение для Царя всех веков и в обновление рода нашего“.

По прошествии дней чревоношения, благовестие Ангела исполнилось — и св. Анна, в 8-й день сентября, родила дочь. Восторг родителей, освободившихся от „ поношения безчадства“, был невыразим. Явное чудо милости Божией, прежде всего, обратило очи их, полныя слез благодарности, к небу — и Иоаким благоговейно взывал к Всемогущему Богу: „Ты, источивший непокорным людям воду из скалы, благопокорным даруешь из безплодных чресл плод, на радость нам“.

Анна, в безмолвном восторге, возносясь к небу душею, смиренно помышляла: „Заключающий и отверзающий бездну, возводящий воду на облака и дающий дождь! Ты, Господи, дал мне произрастить пречистый плод от безплоднаго корня“. —

И св. Церковь, разделяя восторг праведных Богоотцев взывает вместе с ними всему миру:

„сей день Господень! радуйтеся, людие!“.

 

(96)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *